Вестник социально-экономических исследований 2021, 3-4(78-79), 82-96

Open Access Article

Теоретические основы и значение креативной экономики в современных условиях

Марина Сергеевна Кривцова
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и экономики труда, Одесский национальный экономический университет, Украина, e-mail: m.kryvtsova@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6069-9691

Цитировать статью:

Кривцова, М. С. Теоретические основы и значение креативной экономики в современных условиях. Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2021. № 3-4 (78-79). С. 82–96.

Аннотация

Целью статьи является исследование теоретических аспектов становления понятия креативной экономики, определение подходов к изучению креативной экономики как системного явления и его значение для экономического развития. Для достижения поставленных целей использованы следующие общенаучные методы: анализа, синтеза, систематизации, теоретического обобщения, абстрагирования и аналогии. Проанализированы разные подходы к изучению креативной экономики как системного явления (новой концепции, системы специфических социально-экономических отношений, составной части мировой экономики или специфической отрасли, драйвера экономического роста, человеко-ориентировочный подход). Рассмотрена креативная экономика в контексте возможностей обеспечения ее развития носителями человеческого потенциала, от которых напрямую зависят ее форматы, эффективность, темпы становления и масштабирования. Акцентировано внимание на место человеческого потенциала в системе формирования креативной экономики. Определены креативные составляющие человеческого потенциала (знание, опыт, инновационность). Сформулировано авторское определение понятия «креативная экономика» на основе использования креативной составляющей человеческого потенциала и результатов креативной деятельности (новых технологий, инноваций, информации, знаний). Рассмотрены современные подходы к определению креативных индустрий и их составу (набор определенных видов экономической деятельности, совокупность определенных профессий, креативный город, часть экономической системы). Определено, что отнесение разных отраслей к креативным индустриям в разных странах и международных организациях создает препятствия для разработки и формирования единого механизма применения креативных индустрий как инструмента государственного и регионального экономического роста, поэтому важно разработать единый методологический подход к их распределению по доле креативной составляющей. Практическое значение состоит в том, что были сформулированы основные признаки определения креативной составляющей в различных видах экономической деятельности.

Ключевые слова

неоэкономика; креативная экономика; человеческий потенциал; креативные составляющие человеческого потенциала; креативные индустрии.

JEL classification: А100; О380; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.3-4(78-79).2021.82-96

УДК:330.34:608

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Baker D., Jayadev A., Stiglitz J. Innovation, intellectual property, and development: A better set of approaches for the 21st century. July, 2017. URL: http://cepr.net/images/stories/reports/ baker-jayadev-stiglitz-innovation-ip-development-2017-07 (access date: 04.10.2021).
  2. BДавимука С. А., Федулова Л. І. Креативний сектор економіки : досвід та напрями розбудови : монографія. ДУ «Інститут регіональних досліджень імені М. І. Долішнього НАН України». Львів, 2017. 528 с.
  3. BУшкаренко Ю. В., Чмут А. В., Синякова К. М. Креативна економіка : сутність поняття та значення для України в умовах європейської інтеграції. Економіка і суспільство. 2018. Вип. 18. С. 67–72.
  4. BCreative Economy Programme / UNCTAD : website. URL: https://unctad.org/topic/ trade-analysis/creative-economy-programme#:~:text=The%20UNCTAD%20Creative%20 Economy%20 Programme,intellectual%20property%2C%20ideas%20and%20imagination (access date: 07.10.2021).
  5. BПокуліна А. А., Євсєєв А. С. Інноваційна та креативна економіка як умова модернізації національного господарства України. Економіка та управління національним господарством. 2018. Вип. 16. URL: http://www.economyandsociety.in.ua/journal/ 16_ukr/30.pdf (дата звернення: 11.10.2021).
  6. BЧорна М. В., Бредіхін В. М. Місце креативної економіки в системі відтворення сучасних потреб суспільства. Економічна стратегія і перспективи розвитку сфери торгівлі та послуг. 2016. Вип. 2 (24). C. 60–74.
  7. BКаменских М. А. Теоретико-методические подходы к понятию «креативная экономика» и оценка уровня развития креативной экономики США и России. Экономический анализ : теория и практика. 2013. № 20 (323). С. 16–20.
  8. BХокинс Д. Креативная экономика : как превратить идеи в деньги. Москва : Классика XXI, 2011. 256 с.
  9. BСтепанов А. А., Савина М. В. Креативная экономика : сущность и проблемы развития. Управление экономическими системами. 2013. № 12 (60). С. 104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnaya-ekonomika-suschnost-i-problemy-razvitiya/viewer (дата обращения: 12.10.2021).
  10. BСамійленко Г. Креативна економіка : теоретичні засади та особливості її функціонування в умовах становлення нової економіки. Проблеми і перспективи економіки та управління. 2020. № 2 (22). С. 31–42.
  11. BFlorida R. The rise of the Creative Class : And How It’s Transforming Work, Leasure, Community and Everyday Life. New York : Basic, 2002. 464 р.
  12. BДубина И. Н. К вопросу о соотношении понятий «Креативная экономика», «Инновационная экономика» и «Экономика знаний». Креативная экономика. 2009. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sootnoshenii-ponyatiy-kreativnayaekonomika-innovatsionnaya-ekonomika-i-ekonomika-znaniy/viewer (дата обращения: 12.10.2021).
  13. BКлоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы. Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 5. С. 110–125.
  14. BСотнікова Ю. В. Креативна економіка в Україні : реальність чи перспектива? Вісник Національного університету водного господарства та природокористування. Економічні науки. 2016. Вип. 3. С. 178–189.
  15. BЛокалов А. А. Инновационная экономика и новая экономика: соотношение процессов и понятий. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-ekonomikai-novaya-ekonomika-sootnoshenie-protsessov-i-ponyatiy/viewer (дата обращения: 13.10.2021).
  16. BКривцова М. С. Методологічні особливості капіталізації людського капіталу в економіці. Соціально-економічні проблеми сучасного періоду України. 2017. № 1 (123). С. 74–77.
  17. BСлово в словнику. Знання – це Поняття, категорії і структура знань. URL: http://poradu.pp.ua/nauka/50680-znannya-ce-ponyattya-kategoryi-struktura-znan.html (дата звернення: 14.10.2021).
  18. BЕнциклопедія сучасної України. URL: https://esu.com.ua/search_articles.php?id=21094 (дата звернення: 14.10.2021).
  19. BСловник української мови : в 11 т. Т. 2. 1971. URL: http://sum.in.ua/p/2/382/1 (дата звернення: 15.10.2021).
  20. BВеликий тлумачний словник сучасної української мови / за ред. В. Т. Бусел. Київ, Ірпінь : Перун, 2005. 1728 с.
  21. BМорданов М. А. Креативные индустрии как драйвер экономического роста. Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 10. С. 3725–3740.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu sbornik.vsed.oneu@gmail.com

Шановні автори!

Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.

З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"

3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").

Завантажити інформаційний буклет


Flag Counter