Вестник социально-экономических исследований 2021, 3-4(78-79), 54-65

Open Access Article

Роль и задачи маркетинга в контексте развития циркулярной экономики

Юрий Владимирович Робул
доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и бизнесадминистрирования, Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова, Украина, e-mail: yrobul@onu.edu.ua, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7299-9648

Цитировать статью:

Робул, Ю. В. Роль и задачи маркетинга в контексте развития циркулярной экономики. Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2021. № 3-4 (78-79). С. 54–65.

Аннотация

В статье рассмотрены роль и место маркетинга в социально-экономической системе, которая функционирует на принципах циркулярной экономики. Доказана необходимость системного рассмотрения маркетинга на уровне национальной экономики с привлечением категорий и концепций макромаркетинга. Соответственно, маркетинг следует рассматривать на двух уровнях: политика на уровне отдельной организации и на уровне маркетинговой системы. Определены предмет, объект и задачи макромаркетинга в связи с потребностями циркулярной экономики. Показано, что под влиянием Индустрии 4.0 неконтролируемое развитие маркетинговых систем создает риски неэффективного использования ресурсов, неответственного потребления, роста цифрового неравенства, что противоречит целям циркулярной экономики. В связи с этим, в качестве инструментов обеспечения циркулярности в маркетинге предлагается рассматривать образовательные программы ответственного потребления и политику корпоративной социальной ответственности на уровне организаций. Указано на связь между использованием цифрового маркетинга и требованиями к энергосбережению и энергоэффективности, в связи с чем широкое внедрение цифрового маркетинга рассматривается как важный шаг на пути обеспечения функционирования циркулярной экономики. Доказано, что активное использование цифровых технологий в маркетинге также должно привести к повышению экономической эффективности функционирования организаций и национальной экономики в целом для обеспечения необходимых для циркулярной экономики технологических инноваций. Из-за риска цифрового неравенства, связанной с ним деиндустриализацией, падением доходов домохозяйств и деградацией внутреннего рынка, и необходимостью обеспечения инновационной траектории развития предлагается рассматривать маркетинг не только как элемент потребительской, но и инновационной подсистемы общества. Предложена маркетинговая модель, соответствующая требованиям развития циркулярной экономики, на фоне развития Индустрии 4.0. Сформулированы направления изменения/расширения теоретико-методологических подходов к маркетингу в соответствии с предложенной моделью.

Ключевые слова

циркулярная экономика; маркетинговая система; макромаркетинг; концепции; Индустрия 4.0; цифровой маркетинг.

JEL classification: M310; O330; Q560; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.3-4(78-79).2021.54-65

УДК:339.138:330.34

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Geissdoerfer M., Savaget P., Bocken N. M. P., Hultink E. J. The Circular Economy – A new sustainability paradigm? Journal of Cleaner Production. 2017. Vol. 143. Pp. 757–768. DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.12.048.
  2. Kirchherr J., van Santen R. Research on the Circular Economy: A Critique of the Field. Resources, Conservation and Recycling. 2019. Vol. 151. 104480. DOI: 10.1016/j.resconrec.2019.104480.
  3. Khan I. S., Ahmad M. O., Majava J. Industry 4.0 and sustainable development : A systematic mapping of triple bottom line, Circular Economy and Sustainable Business Models perspectives. Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 297. 126655. DOI: 10.1016/j.jclepro.2021.126655.
  4. Трушкіна Н. В. Циркулярна економіка : становлення концепції, еволюція розвитку, бар’єри, проблеми і перспективи. Вісник економічної науки України. 2021. № 1. C. 9–20. DOI: 10.37405/1729- 7206.2021.1(40).9-20.
  5. Лойко В. В. Проблеми розвитку циркулярної економіки в Україні. III International Scientific Conference From the Baltic to the Black Sea : The Formation of Modern Economic Area : Conference Proceedings, August 23th, 2019. Riga : Baltija Publishing, 2019. C. 24–27.
  6. Li G., Wu H., Sethi S. P., Zhang X. Contracting green product supply chains considering marketing efforts in the circular economy era. International Journal of Production Economics. 2021. Vol. 234. 108041. DOI: 10.1016/j.ijpe.2021.108041.
  7. Rajput S., Singh S. P. Connecting circular economy and Industry 4.0. International Journal of Information Management. 2019. Vol. 49. Pр. 98–113. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2019.03.002.
  8. Bai C., Orzes G., Sarkis J. Exploring the impact of Industry 4.0 technologies on social sustainability through a circular economy approach. Industrial Marketing Management. 2022. Vol. 101. Pр. 176–190. DOI: 10.1016/j.indmarman.2021.12.004.
  9. Fisk G. Marketing Systems : An Introductory Analysis. New York : Harper & Row, 1967. xviii, 797 p.
  10. Layton R. A. Marketing Systems – Looking Backward, Sizing up and Thinking Ahead. Journal of Macromarketing. 2019. Vol. 39. Issue 2. Pр. 208–224. DOI: 10.1177/0276146718823897.
  11. Rostow W. W. The Process of Economic Growth : monograph. W. W. Norton & Company, Inc. : New York, 1962. 390 p.
  12. Kotler P., Zaltman G. Social Marketing : An Approach to Planned Social Change. Journal of Marketing. 1971. Vol. 35. Issue 7. Pр. 3–12.
  13. Робул Ю. В. Холістична концепція ефективності маркетингу. Маркетинг і менеджмент інновацій. 2011. № 4. C. 124–130.
  14. Layton R. A., Domegan C. The Next Normal for Marketing – The Dynamics of a Pandemic, Provisioning Systems, and the Changing Patterns of Daily Life. Australasian Marketing Journal. 2021. Vol. 29. Issue 1. Pр. 4–14. DOI: 10.1177/1839334921998514.
  15. Bartels R., Jenkins R. L. Macromarketing. Journal of Marketing. 1977. Vol. 41. Issue 4. Pр. 17–20.
  16. Hunt S. D. Macromarketing as a Multidimensional Concept. Journal of Macromarketing. 1981. Vol. 1. Issue 1. Pр. 7–8.
  17. Kadirov D. Towards a Theory of Marketing Systems as the Public Good. Journal of Macromarketing. 2018. Vol. 38. Issue 3. Pр. 278–297. DOI: 10.1177/0276146718767949.
  18. Heeks R., Wall P. J. Critical realism and ICT4D research. The Electronic Journal of Information Systems in Developing Countries. 2018. Vol. 84. Issue 6. e12051. DOI: 10.1002/isd2.12051.
  19. Geels F. W. The multi-level perspective on sustainability transitions: Responses to seven criticisms. Environmental Innovation and Societal Transitions. 2011. Vol. 1. Issue 1. Pр. 24–40. DOI: 10.1016/j.eist.2011.02.002.
  20. Робул Ю. В. Маркетингова соціо-технологічна система як середовище функціонування цифрового маркетингу. Науковий вісник Міжнародного гуманітарного університету. Серія : Економіка і менеджмент. 2020. № 41. C. 11–17. DOI: 10.32841/2413-2675/2019-41-2.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu sbornik.vsed.oneu@gmail.com

Шановні автори!

Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.

З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"

3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").

Завантажити інформаційний буклет


Flag Counter