Вестник социально-экономических исследований 2021, 3-4(78-79), 54-65
Роль и задачи маркетинга в контексте развития циркулярной экономики
Юрий Владимирович Робул
доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и бизнесадминистрирования, Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова,
Украина, e-mail: yrobul@onu.edu.ua, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7299-9648
Цитировать статью:
Робул, Ю. В. Роль и задачи маркетинга в контексте развития циркулярной экономики.
Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов. Одесса : Одесский
национальный экономический университет. 2021. № 3-4 (78-79). С. 54–65.
Аннотация
В статье рассмотрены роль и место маркетинга в социально-экономической
системе, которая функционирует на принципах циркулярной экономики. Доказана
необходимость системного рассмотрения маркетинга на уровне национальной экономики
с привлечением категорий и концепций макромаркетинга. Соответственно, маркетинг
следует рассматривать на двух уровнях: политика на уровне отдельной организации
и на уровне маркетинговой системы. Определены предмет, объект и задачи
макромаркетинга в связи с потребностями циркулярной экономики. Показано, что
под влиянием Индустрии 4.0 неконтролируемое развитие маркетинговых систем создает
риски неэффективного использования ресурсов, неответственного потребления,
роста цифрового неравенства, что противоречит целям циркулярной экономики. В связи
с этим, в качестве инструментов обеспечения циркулярности в маркетинге предлагается
рассматривать образовательные программы ответственного потребления и политику
корпоративной социальной ответственности на уровне организаций. Указано на
связь между использованием цифрового маркетинга и требованиями к энергосбережению
и энергоэффективности, в связи с чем широкое внедрение цифрового маркетинга
рассматривается как важный шаг на пути обеспечения функционирования циркулярной
экономики. Доказано, что активное использование цифровых технологий в маркетинге
также должно привести к повышению экономической эффективности функционирования
организаций и национальной экономики в целом для обеспечения необходимых для
циркулярной экономики технологических инноваций. Из-за риска цифрового неравенства,
связанной с ним деиндустриализацией, падением доходов домохозяйств и деградацией
внутреннего рынка, и необходимостью обеспечения инновационной траектории
развития предлагается рассматривать маркетинг не только как элемент
потребительской, но и инновационной подсистемы общества. Предложена маркетинговая
модель, соответствующая требованиям развития циркулярной экономики, на фоне
развития Индустрии 4.0. Сформулированы направления изменения/расширения
теоретико-методологических подходов к маркетингу в соответствии с предложенной
моделью.
Ключевые слова
циркулярная экономика; маркетинговая система; макромаркетинг;
концепции; Индустрия 4.0; цифровой маркетинг.
JEL classification: M310; O330; Q560; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.3-4(78-79).2021.54-65
УДК:339.138:330.34
Литература
- Geissdoerfer M., Savaget P., Bocken N. M. P., Hultink E. J. The Circular Economy – A new
sustainability paradigm? Journal of Cleaner Production. 2017. Vol. 143. Pp. 757–768. DOI:
10.1016/j.jclepro.2016.12.048.
- Kirchherr J., van Santen R. Research on the Circular Economy: A Critique of the Field.
Resources, Conservation and Recycling. 2019. Vol. 151. 104480. DOI:
10.1016/j.resconrec.2019.104480.
- Khan I. S., Ahmad M. O., Majava J. Industry 4.0 and sustainable development : A systematic
mapping of triple bottom line, Circular Economy and Sustainable Business Models
perspectives. Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 297. 126655. DOI:
10.1016/j.jclepro.2021.126655.
- Трушкіна Н. В. Циркулярна економіка : становлення концепції, еволюція розвитку,
бар’єри, проблеми і перспективи. Вісник економічної науки України. 2021. № 1. C. 9–20.
DOI: 10.37405/1729- 7206.2021.1(40).9-20.
- Лойко В. В. Проблеми розвитку циркулярної економіки в Україні. III International
Scientific Conference From the Baltic to the Black Sea : The Formation of Modern Economic
Area : Conference Proceedings, August 23th, 2019. Riga : Baltija Publishing, 2019. C. 24–27.
- Li G., Wu H., Sethi S. P., Zhang X. Contracting green product supply chains considering
marketing efforts in the circular economy era. International Journal of Production Economics.
2021. Vol. 234. 108041. DOI: 10.1016/j.ijpe.2021.108041.
- Rajput S., Singh S. P. Connecting circular economy and Industry 4.0. International Journal of
Information Management. 2019. Vol. 49. Pр. 98–113. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2019.03.002.
- Bai C., Orzes G., Sarkis J. Exploring the impact of Industry 4.0 technologies on social
sustainability through a circular economy approach. Industrial Marketing Management. 2022.
Vol. 101. Pр. 176–190. DOI: 10.1016/j.indmarman.2021.12.004.
- Fisk G. Marketing Systems : An Introductory Analysis. New York : Harper & Row, 1967.
xviii, 797 p.
- Layton R. A. Marketing Systems – Looking Backward, Sizing up and Thinking Ahead.
Journal of Macromarketing. 2019. Vol. 39. Issue 2. Pр. 208–224. DOI:
10.1177/0276146718823897.
- Rostow W. W. The Process of Economic Growth : monograph. W. W. Norton & Company,
Inc. : New York, 1962. 390 p.
- Kotler P., Zaltman G. Social Marketing : An Approach to Planned Social Change. Journal of
Marketing. 1971. Vol. 35. Issue 7. Pр. 3–12.
- Робул Ю. В. Холістична концепція ефективності маркетингу. Маркетинг і менеджмент
інновацій. 2011. № 4. C. 124–130.
- Layton R. A., Domegan C. The Next Normal for Marketing – The Dynamics of a Pandemic,
Provisioning Systems, and the Changing Patterns of Daily Life. Australasian Marketing
Journal. 2021. Vol. 29. Issue 1. Pр. 4–14. DOI: 10.1177/1839334921998514.
- Bartels R., Jenkins R. L. Macromarketing. Journal of Marketing. 1977. Vol. 41. Issue 4.
Pр. 17–20.
- Hunt S. D. Macromarketing as a Multidimensional Concept. Journal of Macromarketing.
1981. Vol. 1. Issue 1. Pр. 7–8.
- Kadirov D. Towards a Theory of Marketing Systems as the Public Good. Journal of
Macromarketing. 2018. Vol. 38. Issue 3. Pр. 278–297. DOI: 10.1177/0276146718767949.
- Heeks R., Wall P. J. Critical realism and ICT4D research. The Electronic Journal of
Information Systems in Developing Countries. 2018. Vol. 84. Issue 6. e12051. DOI:
10.1002/isd2.12051.
- Geels F. W. The multi-level perspective on sustainability transitions: Responses to seven
criticisms. Environmental Innovation and Societal Transitions. 2011. Vol. 1. Issue 1.
Pр. 24–40. DOI: 10.1016/j.eist.2011.02.002.
- Робул Ю. В. Маркетингова соціо-технологічна система як середовище функціонування
цифрового маркетингу. Науковий вісник Міжнародного гуманітарного університету.
Серія : Економіка і менеджмент. 2020. № 41. C. 11–17. DOI: 10.32841/2413-2675/2019-41-2.
Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu
sbornik.vsed.oneu@gmail.com
Шановні автори!
Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.
З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"
3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").
Завантажити інформаційний буклет