Вестник социально-экономических исследований 2021, 2(77), 181-192

Open Access Article

Мировые рейтинги : особенности формирования и влияния на экономический рост страны

Марина Алексеевна Шмагельская
кандидат географических наук, заведующая кафедрой экономической теории, фундаментальных и социально-гуманитарных дисциплин, Винницкий кооперативный институт, Украина,,e-mail: fed.vki@ukr.net, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4680-5272

Цитировать статью:

Шмагельская, М. О. Мировые рейтинги : особенности формирования и влияния на экономический рост страны. Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2021. № 2 (77). С. 181–192.

Аннотация

В статье исследовано формирование рейтингов, как особого вида деятельности, который активно внедряется в рыночной экономике. Рассмотрен процесс создания системы рейтингов. Установлено, что результаты анализа деятельности субъектов экономики выражаются как результаты оценки в рейтинговой шкале. Определена главная разница между понятиями «рейтинг» и «рэнкинг», который позволяет выстроить субъектов экономики по ранжиру, то есть по одному из показателей. Проанализированы критерии, которые взяты за основу классификации рейтингов. Отмечено, что в экономической литературе, в большинстве случаев, ее осуществляют по рейтинговым агентствам и компаниям. Установлено, что рейтинговый процесс, как бизнес, имеет не только методическую составляющую, но и определенную моральную компоненту. Исследован регулирующий элемент рейтинговых агентств и особенности их национальной и международной рейтинговых шкал. Определен набор (система) национальных рейтинговых шкал, который обеспечивает наиболее полную и объективную оценку кредитоспособности эмитента. Исследованы рейтинги международных рейтинговых агентств, которые присваиваются, обычно, по двум шкалам: международной и национальной. Доказано, что изменения в рейтингах играют важную роль для сделок с процентными рисками, как информация для инвесторов при принятии решений. Установлены основные методики рейтингования, которые в значительной степени являются закрытыми. Приведены ведущие кредитные рейтинги международных агентств, на которые ориентируются портфельные инвесторы при принятии решений, включая рейтинги стран и регионов. Обоснованы главные преимущества, которые обеспечивают доверие к рейтингам, такие как: репутация агентства; наличие у агентства общепризнанной и доступной методики составления отчетов; различия в подходах к анализу субъектов рейтингования.

Ключевые слова

международные рейтинги; рэнкинги; рейтинговые агентства; кредитный рейтинг; Moody’s Investors Service; Standard & Poor’s; Fitch.

JEL classification: F550; F630; О190; DOI: http://doi.org/10.33987/vsed.2(77).2021.181-192

УДК: 339.9:330.354

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Пархоменко Н. О. Вплив тенденцій розвитку глобального середовища на діяльність бізнес-систем. Вісник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна. 2020. № 12. С. 59–68. DOI: https://doi.org/10.26565/2310-9513-2020-12-05.
  2. Семеног А. Ю. Аналіз світових рейтингів оцінки формування та розвитку цифрової економіки та місце України в них. Науковий вісник Міжнародного гуманітарного університету. 2020. № 43. С. 3843. DOI: https://doi.org/10.32841/2413-2675/2020-43-6. https://gc.gov.ua/ua/Dozvoly.html (дата звернення: 05.05.2021).
  3. Пластун О. Л., Дудкін О. В. Міжнародні інвестиційні рейтинги як засіб усунення інформаційної асиметрії на макроекономічному рівні. Маркетинг і менеджмент інновацій. 2012. № 3. С. 191198.
  4. Писаренко Т. В., Куранда Т. К., Кочеткова О. П., Муратова Н. І. Екологічний стан України за показниками міжнародних рейтингів і результатами моніторингу реалізації науково-технічних пріоритетів. Науково-технічна інформація. 2014. № 2. С. 1017.
  5. Макара О. В. Конкурентоспроможність економічного середовища в Україні. Порівняльний аналіз рейтингів окремих країн. URL: http://www.eip.org.ua/docs/ EP_07_2_43_uk.pdf (дата звернення: 24.03.2021).
  6. Карминский А. М. Модели корпоративных кредитных рейтингов / Препринт # WP 2009/Х R. Москва : Российская экономическая школа, 2010. 39 с. URL: https://www.nes.ru/files/old-nes/programs/econ/preprints/2010/Karminsky_2010.pdf (дата обращения: 24.03.2021).
  7. Позиції України в міжнародних рейтингах у сфері промисловості / Індустрія 4.0 – Платформа INDUSTRY4UKRAINE. URL: https://www.industry4ukraine.net/#about (дата звернення: 25.03.2021).
  8. Рейтинг країн за рівнем легкості ведення бізнесу / The World Bank Group : website. URL: https://www.doingbusiness.org (дата звернення: 26.03.2021).
  9. Рейтинговoе агентство Moody’s : website. URL: https://www.moodys.com/pages/ default_ee.aspx (дата обращения: 26.03.2021).
  10. Рейтинговoе агентство Standard & Poor’s Financial Services LLC : website. URL: https://www.spglobal.com/ratings/ru (дата обращения: 29.03.2021).
  11. Рейтинговое агентство Fitch Ratings : website. URL: https://www.fitchratings.com/ru (дата обращения: 29.03.2021).
  12. Аналітичний огляд «Місце України у рейтингу Світового банку «Doing Business» / Міністерство економіки України : сайт. URL: https://www.me.gov.ua/Documents/ Detail?lang=uk-UA&id=9cd60d26-fa44-481c-bb2a-1b28c713081f&title=Analitichnii OgliadmistseUkrainiUR (дата звернення: 02.04.2021).
  13. Altman E., Rijken Н. How rating agencies achieve rating stability. Journal of Banking & Finance. 2004. No. 28. Рр. 26792714.
  14. Jacobson T., Lindeğ J., Roszbach К. Internal ratings systems, implied credit risk and the consistency of banks’ risk classification policies. Journal of Banking & Finance. 2006. No. 30. Рр. 18991926.
  15. Revisions to the Basel II market risk framework – final version / Basel, Bank for International Settlements, Basel Committee on Banking Supervision. URL: http://www.asbasupervision.com/ en/bibl/risk-management/market-risk/interest-rate-risk-in-the-banking-portfolio/659-bcbs193- 1/file (access date: 02.04.2021).
  16. Kish R., Hogan K., and Olson G. Does market perceive a difference in rating agencies? The Quarterly Review of Economics and Finance. 1999. No. 39. Рр. 363377.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu sbornik.vsed.oneu@gmail.com

Шановні автори!

Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.

З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"

3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").

Завантажити інформаційний буклет


Flag Counter