Вестник социально-экономических исследований 2020, 3-4 (74-75), 174-188
Open Access Article
Анастасия Сергеевна Коноваленко
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Таврический государственный агротехнологический университет им. Д. Моторного, е-mail: anastasiia.konovalenko@tsatu.edu.ua, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9061-5989
Коноваленко, А. С. Методические подходы к определению потребительской мотивации детей относительно питания в образовательных учреждениях. Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2020. № 3-4 (74-75). С. 174–188.
В статье рассмотрены подходы к анализу мотивации потребителя как фактора, который влияет на модель потребительского поведения. Использованы общенаучные методы познания и специальные методы: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, группировки, метод опроса для сбора первичных данных, методы статистического анализа полученных результатов, графический метод для наглядного представления полученных данных, матричный метод оценки источника и ориентира мотивации. Описан предложенный методический подход к определению мотивации потребителя как внутреннего фактора потребительского поведения, который предполагает определение значимости отдельных факторов мотивации на основе указания респондентами их приоритетности; характеристику указанных мотивов с учетом источника возникновения (внешний стимул/внутренние мотивы) и ориентира мотивации (опасения/стремления достижения); группировка факторов мотивации по принадлежности к источнику мотивации и ее ориентира в виде матрицы «Источник-ориентир мотивации», которая предусматривает определение суммарного значения частоты упоминания; построение мотивационного поля потребителя на основе матрицы «Источник-ориентир мотивации», которое характеризует ключевой вектор мотивации потребителя и служит ориентиром для субъектов хозяйствования для разработки стратегии маркетинговой деятельности в рыночном сегменте. На основе предложенного подхода осуществлен анализ мотивации детей школьного возраста на рынке продуктов и услуг питания по результатам проведенного опроса. Доказано изменение мотивации ребенка в процессе его взросления. Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети взвешивают стремление получить удовольствие от еды с другими ценностями, часто не понимая, что они могут противопоставить собственному желанию получать удовольствие от еды. Приоритетным вектором направленности психологической мотивации детей является ориентир на внутренние опасения и собственное стремление достижений. По результатам проведенного исследования потребительского поведения детей на рынке продуктов и услуг питания в образовательных учреждениях обоснована методика определения ключевых характеристик мотивации потребителя на рынке потребительских товаров путем оценки источника и ориентира мотивации и построения мотивационного поля. Предложенный методический подход целесообразно применять для характеристики мотивации отдельных сегментов потребителей на рынке потребительских товаров с целью дальнейшего планирования маркетинговой деятельности субъектов хозяйствования.
маркетинг; поведение потребителя; питание детей; мотивация; мотивационное поле потребителя; гедонизм; рынок продуктов и услуг питания; потребительская социализация.
JEL classification: М310; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.3-4(74-75).2020.174-188
УДК: 339.138
Продовжується набір статей до третього випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.
З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей в науковому журналі "Вісник соціально-економічних досліджень"
3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").
Завантажити інформаційний буклет