Вестник социально-экономических исследований 2020, 3-4 (74-75), 109-120
Open Access Article
Инна Алексеевна Кузнецова
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента организаций, Одесский национальный экономический университет, е-mail: inna.stream27@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3017-6165
Валентина Викторовна Горбатюк
аспирантка кафедры менеджмента организаций, Одесский национальный экономический университет, е-mail: valentinasidorenko01@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4476-2616
Кузнецова, И. А., Горбатюк, В. В. Современные подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия. Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2020. № 3-4 (74-75). С. 109–120.
В статье рассмотрены подходы к формированию конкурентной стратегии. Целью статьи является систематизация существующих подходов к формированию конкурентной стратегии и выделение современных конкурентных стратегий. Рассмотрена сущность понятий «стратегия» и «конкурентная стратегия». На основе критического анализа сущности понятия «конкурентная стратегия» выделены три подхода к его трактованию различными исследователями: направлена на создание устойчивой позиции на рынке, предусматривает создание устойчивого конкурентного преимущества, направлена на достижение превосходства над конкурентами. По результатам систематизации трактований и анализа сущности понятия «стратегия» предложено авторское определение конкурентной стратегии как направления формирования конкурентного преимущества для создания уникальной ценности продукта. Проанализирован процесс выбора конкурентной стратегии М. Портера и установлено, что после ее разработки необходимо дальнейшее постоянное совершенствование. Исследованы основные подходы к формированию конкурентной стратегии, которые учитывают современные тенденции бизнеса: отраслевого позиционирования, конкурентного сотрудничества, ценностных дисциплин, эволюционная теория, ключевых компетенций. Уточнена сущность рассматриваемых концепций, их преимущества, недостатки и выделены два типа конкуренции, присущие указанным концепциям: жесткая конкуренция; конкуренция и сотрудничество. Исследован ряд конкурентных стратегий, которые учитывают специфику современных предприятий и выделены сущность, необходимые ресурсы, выходные характеристики и тип конкуренции по каждой из них. Обосновано, что в каждой из исследуемых стратегий реализуется одна из базовых конкурентных стратегий: лидирования по затратам или фокусирования. Предложено использование стратегии лидирования по затратам на отечественных предприятиях, которая является наиболее приемлемой для современных реалий функционирования и развития бизнеса.
стратегия; конкурентное преимущество; современная конкурентная стратегия; лидирование по затратам.
JEL classification: L130; M210; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.3-4(74-75).2020.109-120
УДК: 314.716:005.332.4
Продовжується набір статей до третього випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.
З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей в науковому журналі "Вісник соціально-економічних досліджень"
3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").
Завантажити інформаційний буклет