Вестник социально-экономических исследований 2020, 2(73), 151-163
Open Access Article
Виктория Владимировна Журило
кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики и маркетинга, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Украина, е-mail: vikzhur@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9533-1923
Журило, В. В. Формирование демонстративного поведения потребителей на рынке высокотехнологичных товаров Украины. Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2020. № 2 (73). С. 151–163.
В статье рассмотрена сущность феномена демонстративного потребления в условиях современных социально-культурных и экономических трансформаций. Определено, что современный потребитель стремится к демонстративному потреблению не только с целью демонстрации собственного благосостояния и престижа, для него важным является привлечение внимания окружающих благодаря демонстрации собственных способностей, индивидуальности, уровня профессионализма. Определены ключевые функции демонстративного потребления: коммуникативная функция, назначение которой – передать окружающим информацию о владельце продукта; функция социализации, которая заключается в адаптации индивида к принятым в обществе стандартам потребительского поведения; функция регулирования, обеспечивающая регулирование социального взаимодействия экономического поведения человека; функция формирования личности, назначение которой – реализация механизма поиска идентичности, саморазвития и самореализации. За результатами маркетингового исследования украинского рынка товаров высоких технологий определены и охарактеризованы основные типы демонстративного поведения потребителей: статусность, перфекционизм, самоутверждение, индивидуальность, престиж, эгоцентризм, следование моде, творчество и «быть не хуже других». Выявлены основные группы мотивов и потребностей потребителей, которые стимулируют их к определенному типу демонстративного потребления. Предложено компаниям, реализующим высокотехнологичную продукцию на рынке Украины, при разработке маркетинговой коммуникационной стратегии учитывать социальную ориентированность целевой аудитории, ее стремление к формированию собственного имиджа и демонстрации окружающим индивидуальных достижений, связанных с развитием личности.
демонстративное потребление; тип потребительского поведения; рынок высокотехнологичных товаров; мотивы и потребности потребителей.
JEL classification: D120; D130; D190; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.2(73).2020.151-163
УДК: 658.62:339.13:366.12
Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.
З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"
3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").
Завантажити інформаційний буклет