Вестник социально-экономических исследований 2020, 2(73), 151-163

Open Access Article

Формирование демонстративного поведения потребителей на рынке высокотехнологичных товаров Украины

Виктория Владимировна Журило
кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики и маркетинга, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Украина, е-mail: vikzhur@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9533-1923

Цитировать статью:

Журило, В. В. Формирование демонстративного поведения потребителей на рынке высокотехнологичных товаров Украины. Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2020. № 2 (73). С. 151–163.

Аннотация

В статье рассмотрена сущность феномена демонстративного потребления в условиях современных социально-культурных и экономических трансформаций. Определено, что современный потребитель стремится к демонстративному потреблению не только с целью демонстрации собственного благосостояния и престижа, для него важным является привлечение внимания окружающих благодаря демонстрации собственных способностей, индивидуальности, уровня профессионализма. Определены ключевые функции демонстративного потребления: коммуникативная функция, назначение которой – передать окружающим информацию о владельце продукта; функция социализации, которая заключается в адаптации индивида к принятым в обществе стандартам потребительского поведения; функция регулирования, обеспечивающая регулирование социального взаимодействия экономического поведения человека; функция формирования личности, назначение которой – реализация механизма поиска идентичности, саморазвития и самореализации. За результатами маркетингового исследования украинского рынка товаров высоких технологий определены и охарактеризованы основные типы демонстративного поведения потребителей: статусность, перфекционизм, самоутверждение, индивидуальность, престиж, эгоцентризм, следование моде, творчество и «быть не хуже других». Выявлены основные группы мотивов и потребностей потребителей, которые стимулируют их к определенному типу демонстративного потребления. Предложено компаниям, реализующим высокотехнологичную продукцию на рынке Украины, при разработке маркетинговой коммуникационной стратегии учитывать социальную ориентированность целевой аудитории, ее стремление к формированию собственного имиджа и демонстрации окружающим индивидуальных достижений, связанных с развитием личности.

Ключевые слова

демонстративное потребление; тип потребительского поведения; рынок высокотехнологичных товаров; мотивы и потребности потребителей.

JEL classification: D120; D130; D190; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.2(73).2020.151-163

УДК: 658.62:339.13:366.12

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. С. Д. Сорокиной. Москва : Прогресс, 1984. 355 с.
  2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Москва : Культурная Революция, Республика, 2006. 269 с. (Серия: Мыслители XX века). URL: http://www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=117 (дата обращения: 06.04.2020).
  3. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Москва : Инфра-М, 2000. 299 с.
  4. Рахманов О. А. Стилі життя українських капіталістів як демонстрація соціальної суб’єктності в суспільстві. Український соціум. 2012. № 3 (42). С. 63–76.
  5. Ильин В. Поведение потребителей. Санкт-Петербург : Питер, 2000. 224 с.
  6. Посыпанова О. С. Экономическая психология : психологические аспекты поведения потребителей : монографія. Калуга : Изд-во КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012. 296 с. URL: http://www.aup.ru/books/m245 (дата обращения: 09.04.2020).
  7. Шайдакова Н. В.Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук : спец. 19.00.05 «Социальная психология». Москва, 2015. 24 с.
  8. Цимерман Ю. А. Демонстративное потребление в современном обществе (институциональный анализ) : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук : спец. 08.00.01 «Экономическая теория». Москва, 2007. 24 с.
  9. Опарина Н. А., Цветкова Г. С. Множественность факторов демонстративного потребления : эволюция исследований. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15282 (дата обращения: 14.04.2020).
  10. Zhurylo V., Prygara O. Influence of marketing communicative strategies on consumerbehavior : a case of the high-technology market of Ukraine. Baltic journal of economic studies. 2017. Vol. 3. Nо. 3. Рр. 4–12. DOI: http://dx.doi.org/10.30525/2256-0742/2017-3-3-4-12.
  11. Moore G. A. Crossing the chasm : marketing and selling high-tech products to mainstream customers or simply crossing the chasm. Harper Business Essentials, 2014. 227 р.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu sbornik.vsed.oneu@gmail.com

Шановні автори!

Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.

З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"

3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").

Завантажити інформаційний буклет


Flag Counter