Вестник социально-экономических исследований 2020, 2(73), 121-135

Open Access Article

Методический подход к выбору партнеров по стратегическому альянсу на основе нечеткой логики

Валерий Григорьевич Балан
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры менеджмента инновационной и инвестиционной деяльности, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина, е-mail: balan_v_g@ukr.net, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1577-0636

Цитировать статью:

Балан, В. Г. Методический подход к выбору партнеров по стратегическому альянсу на основе нечеткой логики. Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2020. № 2 (73). С. 121–135.

Аннотация

В статье разработан методический подход к выбору партнеров при формировании стратегических альянсов с использованием инструментария нечетко-множественной теории. Обоснована необходимость учета при анализе потенциальных стратегических партнеров не только оценки их текущего состояния (сильных и слабых сторон, финансовой состоятельности, конкурентных преимуществ), но и прогнозной эффективности дальнейшего сотрудничества. В соответствии с этим отмечено, что выбор партнеров по стратегическому альянсу, кроме использования традиционных финансовых инструментов и критериев, должен учитывать потенциал синергии по направлениям возможного взаимодействия и сотрудничества, должен быть элементом стратегии развития предприятия и согласовываться со стратегическими целями и корпоративными ценностями предприятия. Для достижения поставленных целей в работе используются методы стратегической диагностики и нечеткие методы многокритери-ального анализа. Предложенная модель учитывает критерии оценки потенциала синергизма по Ф. Эвансу и Д. Бишопу (размер выгоды от синергетического эффекта, вероятность достижения успеха, время получения выгод). В исследовании определены сферы стратегического взаимодействия, для каждой из которых рассмотрены направления потенциального сотрудничества. Для представления лингвистических оценок экспертов используются нечеткие числа в триангулярной форме с треугольными функциями принадлежности. Для ранжирования потенциальных партнеров использованы методы Fuzzy SAW и Fuzzy VIKOR. Данный методический подход может быть использован в стратегическом управлении предприятиями с целью формирования и реализации стратегии создания стратегических альянсов для ликвидации пробелов в собственной цепочке ценностей и усиления имеющихся или получения желаемых конкурентных преимуществ на рынке.

Ключевые слова

стратегический бизнес-альянс; стратегическое взаимодействие; потенциал синергии; нечеткая логика; нечеткий многокритериальный анализ; лингвистические переменные; терм-множество; Fuzzy SAW; Fuzzy VIKOR.

JEL classification: С520; М160; О190; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.2(73).2020.121-135

УДК: 334.752 : 005.562 : 164.05

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Друкер П. Энциклопедия менеджмента / Пер. с англ. Москва : Вильямс, 2004. 432 с.
  2. Trendsetter Barometer PWC. URL: https://www.pwc.com/us/en/private-company-services/ publications/assets/pwc-trendsetter-barometer-q4-2018-chart-pack.pdf (access date: 17.05.2020).
  3. Dussage P., Garrett B., Mitchell W. Learning from competing partners: Outcomes and durations of scale and link alliances in Europe, North America, and Asia. Strategic Management Journal. 2000. No. 21. Pp. 99–126.
  4. Уоллес Р. Л. Стратегические альянсы в бизнесе. Технологии построения долгосрочных партнерских отношений и создания совместных предприятий / Пер. с англ. Москва : Добрая книга, 2005. 288 с.
  5. Faulkner D. О. International strategic alliances. Co-operation to compete. London, McGraw-Hill Companies, 1995. 221 р.
  6. Ансофф И. Стратегическое управление. Москва : Эко¬но¬ми¬ка, 1989. 519 с.
  7. Підгурська І. А. Стратегічні орієнтири формування міжнародних альянсів українських підприємств. Науковий вісник Ужгородського університету. Серія : Економіка. 2011. Вип. 2 (34). С. 197–202.
  8. Максименко І. Я., Єфімова М. О. Особливості формування стратегічних альянсів на міжнародному та українському ринках. Ефективна економіка. 2019. № 12. URL: http://www.economy.nayka.com.ua/?op=1&z=7485 (дата звернення: 18.05.2020).
  9. Kharlamova G., Balan V., Kukhta P. Partner choice multi-criteria model at the strategic business alliances forming. Revista Economică, 2016. 68:1. Pp. 103–124.
  10. Chang M.-H., Liou J. H., Lo H.-W. A Hybrid MCDM Model for Evaluating Strategic Alliance Partners in the Green Biopharmaceutical Industry. Sustainability. 2019. 11, 4065. Рр. 1–20. DOI: https://doi.org/10.3390/su11154065.
  11. Liou J. J. H. Developing an integrated model for the selection of strategic alliance partners in the airline industry. Knowledge-Based Systems, 2012. No. 28. Рp. 59–67.
  12. Akhavan P., Barak S., Maghsoudlou H., Antuchevičienė J. FQSPM-SWOT for strategic alliance planning and partner selection; case study in a holding car manufacturer company. Technological and economic development of economy. 2015. Vol. 21 (2). Рр. 165–185.
  13. Гребешкова О. М. Проблеми виявлення та оцінки синергійного ефекту стратегічної взаємодії підприємств. Формування ринкової економіки : зб. наук. праць. Спец. вип. Економіка підприємства : теорія і практика. Київ : КНЕУ, 2008. Т. 1. С. 162–169.
  14. Evans F. C., Bishop D. M. Valuation for M&A : Building Value in Private Companies. John Wiley & Sons Inc., 2002. 312 p.
  15. Chen C. T. Extensions of the TOPSIS for group decision-making under fuzzy environment. Fuzzy Sets and Systems. 2000. Vol. 114. Рр. 1–9.
  16. Opricovic S. Fuzzy VIKOR with an application to water resources planning. Expert Systems with Applications. 2011. Vol. 38. No. 10. Pp. 12983–12990.
  17. Sirower M. The synergy trap : how companies lose the acquisition game. The Free Press, New York, 2000. 237 p.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu sbornik.vsed.oneu@gmail.com

Шановні автори!

Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.

З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"

3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").

Завантажити інформаційний буклет


Flag Counter