Вестник социально-экономических исследований 2019, 1(69), 189-198
Open Access Article
Валерий Григорьевич Никифоренко
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления персоналом и экономики труда, Одесский национальный экономический университет, Украина, e-mail: nikiforenko@te.net.ua, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5661-8323
Вера Алексеевна Кравченко
кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Одесский национальный экономический университет, Украина, e-mail: kravchenkovera8@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0352-0306
Никифоренко, В. Г., Кравченко, В. А. Корпоративная культура как составляющая конкурентных преимуществ предприятия. Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов / Под ред. : М. И. Зверякова (глав. ред.) и др. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2019. № 1 (69). С. 189–198.
В статье исследована роль организационной культуры в процессе формирования конкурентных преимуществ предприятия. Проанализированы основные научные работы по вопросам сущности организационной культуры и ее роли в процессе формирования конкурентных преимуществ. Представлены основные точки зрения относительно влияния корпоративной культуры на конкурентоспособность предприятия. Определено, что конкурентное преимущество является залогом крепкой конкурентной позиции предприятия и определяет характер его конкурентной стратегии. Доказано, что способности организации реализуются через две составляющие, которые являются носителями формализованного и неформализованного знания, а именно: технологии выполнения процессов и компетенции персонала. Выделено мнение авторов о том, что неформализованное знание отражает качество корпоративной культуры, то есть духовность бизнеса, а, следовательно, делает невозможным ее копирование конкурентами. Определено, что неформальные нормы представляют собой глубинный уровень корпоративной культуры, на котором ценности воспринимаются автоматически на подсознании как истинные, незаменимые, как такие, которые не нуждаются в узаконивании и не могут быть скопированы. Доказано, что факторами влияния, которые характеризуют состояние корпоративной культуры предприятия, являются: стиль руководства; уровень централизации власти; степень эффективности систем мотивации; профессиональная подготовка руководителей системы карьерного продвижения; уровень компетентности руководителей; степень привлечения рабочих к принятию решений и имидж лидера. На основе изучения опыта ведущих предприятий г. Одессы доказано, что залогом их конкурентных преимуществ стало внедрение системы стратегических принципов корпоративной культуры. Обоснована система мер культурной адаптации, а именно: обеспечение прозрачности и своевременности информации; осознание значимости культурных и моральных ценностей работниками; рост роли менеджмента и лично главного руководителя (лидера), который инициирует и возглавляет организационные изменения; привлечение работников к принятию управленческих решений; формирование системы поощрения ротации, непрерывного обучения, карьерного продвижения; формирование положительного имиджа (репутации) поощрение творческой, инновационной деятельности.
корпоративная культура; стратегический фактор; конкурентоспособность; конкурентное преимущество; культурная адаптация; непрерывное обучение; карьерное продвижение; имидж.
JEL classification: J530; M140; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.1(69).2019.189-198
УДК: 339.137.2:334.716:005.73
Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.
З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"
3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").
Завантажити інформаційний буклет