Вестник социально-экономических исследований 2019, 1(69), 189-198

Open Access Article

Корпоративная культура как составляющая конкурентных преимуществ предприятия

Валерий Григорьевич Никифоренко
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления персоналом и экономики труда, Одесский национальный экономический университет, Украина, e-mail: nikiforenko@te.net.ua, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5661-8323

Вера Алексеевна Кравченко
кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Одесский национальный экономический университет, Украина, e-mail: kravchenkovera8@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0352-0306

Цитировать статью:

Никифоренко, В. Г., Кравченко, В. А. Корпоративная культура как составляющая конкурентных преимуществ предприятия. Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов / Под ред. : М. И. Зверякова (глав. ред.) и др. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2019. № 1 (69). С. 189–198.

Аннотация

В статье исследована роль организационной культуры в процессе формирования конкурентных преимуществ предприятия. Проанализированы основные научные работы по вопросам сущности организационной культуры и ее роли в процессе формирования конкурентных преимуществ. Представлены основные точки зрения относительно влияния корпоративной культуры на конкурентоспособность предприятия. Определено, что конкурентное преимущество является залогом крепкой конкурентной позиции предприятия и определяет характер его конкурентной стратегии. Доказано, что способности организации реализуются через две составляющие, которые являются носителями формализованного и неформализованного знания, а именно: технологии выполнения процессов и компетенции персонала. Выделено мнение авторов о том, что неформализованное знание отражает качество корпоративной культуры, то есть духовность бизнеса, а, следовательно, делает невозможным ее копирование конкурентами. Определено, что неформальные нормы представляют собой глубинный уровень корпоративной культуры, на котором ценности воспринимаются автоматически на подсознании как истинные, незаменимые, как такие, которые не нуждаются в узаконивании и не могут быть скопированы. Доказано, что факторами влияния, которые характеризуют состояние корпоративной культуры предприятия, являются: стиль руководства; уровень централизации власти; степень эффективности систем мотивации; профессиональная подготовка руководителей системы карьерного продвижения; уровень компетентности руководителей; степень привлечения рабочих к принятию решений и имидж лидера. На основе изучения опыта ведущих предприятий г. Одессы доказано, что залогом их конкурентных преимуществ стало внедрение системы стратегических принципов корпоративной культуры. Обоснована система мер культурной адаптации, а именно: обеспечение прозрачности и своевременности информации; осознание значимости культурных и моральных ценностей работниками; рост роли менеджмента и лично главного руководителя (лидера), который инициирует и возглавляет организационные изменения; привлечение работников к принятию управленческих решений; формирование системы поощрения ротации, непрерывного обучения, карьерного продвижения; формирование положительного имиджа (репутации) поощрение творческой, инновационной деятельности.

Ключевые слова

корпоративная культура; стратегический фактор; конкурентоспособность; конкурентное преимущество; культурная адаптация; непрерывное обучение; карьерное продвижение; имидж.

JEL classification: J530; M140; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.1(69).2019.189-198

УДК: 339.137.2:334.716:005.73

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Семикіна М., Масленко О. Управління інноваційним процесом підприємства на засадах формування позитивної інноваційної культури. Вісник національного університету «Львівська політехніка». Проблеми економіки та управління. 2007. С. 549-554.
  2. Назарова Г. В., Гавкалова Н. Л., Маркова Н. С. Формування та розвиток людського капіталу корпоративних підприємств. Харків : Вид. ХНЕУ, 2006. 240 с.
  3. Шейн Е. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. Санкт-Петербург : Питер, 2002. 336 с.
  4. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. Санкт-Петербург : Питер, 2001. 320 с.
  5. Хает Г. Л., Медведева О. А. Корпоративная культура и ценности человечества. Краматорск : Донбасская государственная машиностроительная академия, 2001. 268 с.
  6. Данюк В. М., Чернушкіна О. О. Сучасне розуміння корпоративної культури. Формування ринкової економіки : зб. наук. праць. Спец. вип. : у 3 т. Соціально-трудові відносини : теорія і практика. Київ : КНЕУ. 2010. Т. 1. 549 с.
  7. Мильнер Б. З., Румянцева З. П., Смирнова В. Г., Блинникова А. В. Управление знаниями в корпорациях / Под. ред. Б. З. Мильнера. Москва : Дело, 2006. 599 с.
  8. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. А. Трактинский. Москва : Олимп Бизнес, 2003. 384 с.
  9. Кузнецова І. О. Моніторинг як складова процесу управління підприємством хлібопродуктів : теорія та методологія : монографія. Одеса : Друкарський дім, 2009. 228 с.
  10. Воронкова А. Е., Баб’як М. М., Коренєв Е. Н., Мажура І. В. Корпорації : управління та культура : монографія / За заг. ред. А. Е. Воронкової. Дрогобич : Вимір, 2006. 376 с.
  11. Іванов Ю. Б., Кизим М. О., Тищенко О. М., Іванова О. Ю., Ревенко О. В., Чечетова-Терашвілі Т. М. Управління конкурентоспроможністю підприємства. Xарків : ВД «ІНЖЕК», 2010. 319 с.
  12. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / Пер. с англ. О. Д. Горина. Москва : Экономика, 1991. 239 с.
  13. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент : курс лекцій. Москва : ИНФРА-М; Новосибирск : Сибирское соглашение, 2000. 288 с.
  14. Портер М. Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. И. Минервинa. Москва : Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
  15. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. Санкт-Петербург : Питер, 2007. 800 с.
  16. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность : экономика, стратегия, управление. Москва : ИНФРА-М, 2000. 312 с.
  17. Шевченко Л. С. Конкурентное управление : учеб. пособ. Харьков : Эспада, 2004. 520 с.
  18. Никифоренко В. Г., Кравченко В. О. Оцінка впливу організаційної культури на ефективність та конкурентоспроможність підприємства. Бізнес Інформ. 2012. № 10. С. 260-263.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu sbornik.vsed.oneu@gmail.com

Шановні автори!

Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.

З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"

3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").

Завантажити інформаційний буклет


Flag Counter