Вестник социально-экономических исследований 2018, 4(68), 204-211
Open Access Article
Марин Нешков
доктор экономики, профессор кафедры экономики и организации туризма, Варненский экономический университет, Болгария, е-mail: neshkov@ue-varna.bg
Нешков, М. Продление туристического сезона ‒ стратегический шанс для болгарского туризма // Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов (ISSN 2313-4569); под. ред. : М. И. Зверякова (глав. ред.) и др. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2018. № 4 (68). С. 204‒211.
В статье на основе анализа и экспертных оценок влияния сезонности на деятельность курортных комплексов Болгарии предложены некоторые идеи и решения, которые могут способствовать продлению туристического сезона. Сезонность рассматривается автором как свойство туристических потоков концентрироваться в определённых местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса на туристские поездки и, соответственно, услуги гостиниц с чередующимися пиками и спадами. В качестве отправной точки для исследования рассматриваются особенности проявления сезонности на курортах Республики Болгарии. Методика анализа изменений в туристическом сезоне основана на официальных статистических источниках. Для характеристики сезонных колебаний спроса туристов на услуги мест размещения используются универсальные и количественно измеримые показатели, в частности: ёмкость базы размещения (количество коек в местах размещения (МР); потенциальные возможности коечного фонда (количество койко-дней, реализованных в течение одного года или туристического сезона); фактическое использование ёмкости мест размещения (количество реализованных ночёвок, степень занятости коек в МР, соотношение количества койко-дней и количества ночёвок). На основе анализа и оценки влияния сезонности на деятельность курортных комплексов Республики Болгарии автором предлагаются некоторые стратегические решения по продлению туристического сезона. К ним относятся: диверсификация болгарского туристического продукта с целью увеличения в нём доли круглогодичных видов туризма; расширение и реструктуризация спроса на рынке болгарских туристических продуктов за счёт привлечения туристов из новых перспективных отправляющих регионов, таких как Китай, Индия, Япония и Вьетнам, разработка специализированных продуктов для таких целевых сегментов рынка как туристы «третьего возраста» и посетители с ограниченными физическими возможностями и особыми потребностями. Необходимо также усовершенствование территориального управления и регулирования развития туризма в Болгарии, системы статистического наблюдения и отчётности по результатам туристической деятельности. Разработанные предложения направлены на увеличение объёма и времени предоставления туристических услуг в курортных комплексах Республики Болгарии.
туристический сезон; места размещения туристов; ёмкость мест размещения; коечный фонд гостиниц; диверсификация туристического продукта.
JEL classification: L830; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.4(68).2018.204-211
УДК: 338.48(477)
Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.
З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"
3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").
Завантажити інформаційний буклет