Вестник социально-экономических исследований 2018, 4(68), 204-211

Open Access Article

Продление туристического сезона ‒ стратегический шанс для болгарского туризма

Марин Нешков
доктор экономики, профессор кафедры экономики и организации туризма, Варненский экономический университет, Болгария, е-mail: neshkov@ue-varna.bg

Цитировать статью:

Нешков, М. Продление туристического сезона ‒ стратегический шанс для болгарского туризма // Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов (ISSN 2313-4569); под. ред. : М. И. Зверякова (глав. ред.) и др. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2018. № 4 (68). С. 204‒211.

Аннотация

В статье на основе анализа и экспертных оценок влияния сезонности на деятельность курортных комплексов Болгарии предложены некоторые идеи и решения, которые могут способствовать продлению туристического сезона. Сезонность рассматривается автором как свойство туристических потоков концентрироваться в определённых местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса на туристские поездки и, соответственно, услуги гостиниц с чередующимися пиками и спадами. В качестве отправной точки для исследования рассматриваются особенности проявления сезонности на курортах Республики Болгарии. Методика анализа изменений в туристическом сезоне основана на официальных статистических источниках. Для характеристики сезонных колебаний спроса туристов на услуги мест размещения используются универсальные и количественно измеримые показатели, в частности: ёмкость базы размещения (количество коек в местах размещения (МР); потенциальные возможности коечного фонда (количество койко-дней, реализованных в течение одного года или туристического сезона); фактическое использование ёмкости мест размещения (количество реализованных ночёвок, степень занятости коек в МР, соотношение количества койко-дней и количества ночёвок). На основе анализа и оценки влияния сезонности на деятельность курортных комплексов Республики Болгарии автором предлагаются некоторые стратегические решения по продлению туристического сезона. К ним относятся: диверсификация болгарского туристического продукта с целью увеличения в нём доли круглогодичных видов туризма; расширение и реструктуризация спроса на рынке болгарских туристических продуктов за счёт привлечения туристов из новых перспективных отправляющих регионов, таких как Китай, Индия, Япония и Вьетнам, разработка специализированных продуктов для таких целевых сегментов рынка как туристы «третьего возраста» и посетители с ограниченными физическими возможностями и особыми потребностями. Необходимо также усовершенствование территориального управления и регулирования развития туризма в Болгарии, системы статистического наблюдения и отчётности по результатам туристической деятельности. Разработанные предложения направлены на увеличение объёма и времени предоставления туристических услуг в курортных комплексах Республики Болгарии.

Ключевые слова

туристический сезон; места размещения туристов; ёмкость мест размещения; коечный фонд гостиниц; диверсификация туристического продукта.

JEL classification: L830; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.4(68).2018.204-211

УДК: 338.48(477)

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Ракаджийска С. Сезонност на туризма / Под общата ред. М. Нешкова // Въведение в туризма. Варна : Университетско издателство, 2001. С. 101‒110.
  2. Герасименко В. Г., Милашко О. Г. Методи статистичної оцінки сезонних коливань попиту на підприємствах туризму // Вісник соціально-економічних досліджень : зб. наук. праць. 1999. Вип. 3. С. 51‒54.
  3. Нешков М., Маринов С., Казанжиeва В. Въведение в туризма. Варна : Наука и икономика, 2014. 350 с.
  4. Национален статистически институт Република България : статистически бюлетин. URL: http://www.nsi.bg/bg/content/1983 (дата на поискване: 10.10.2018).
  5. Национален статистически институт Република България : статистически бюлетин. URL: http://www.nsi.bg/bg/content/1978 (дата на поискване: 11.10.2018).
  6. UNWTO Tourism Highlights, 2017 Edition. URL: http://tourlib.net/wto/WTO_highlights_2017.pdf.
  7. Национална стратегия за устойчиво развитие на туризма в Република България 2014‒2030 г. URL: http://www.tourism.government.bg/sites/tourism.government.bg/files/uploads/strategy-policy/strategy_ 2014-2030_13_05_2014-sled_ms_26_05_2014.pdf (дата на поискване: 15.10.2018).

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu sbornik.vsed.oneu@gmail.com

Шановні автори!

Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.

З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"

3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").

Завантажити інформаційний буклет


Flag Counter