Вестник социально-экономических исследований 2018, 4(68), 148-158

Open Access Article

Особенности маркетинговой функции субконтрактации

Ирина Львовна Литовченко
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга, Одесский национальный экономический университет, Украина, e-mail: irinaltigrovna@ukr.net, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8193-9436

Яна Анатольевна Авдиенко
преподаватель кафедры маркетинга, Одесский национальный экономический университет, Украина, e-mail: alizettaki309@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9494-4034

Цитировать статью:

Литовченко, И. Л., Авдиенко, Я. А. Особенности маркетинговой функции субконтрактации // Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов (ISSN 2313–4569); под ред. : М. И. Зверякова (глав. ред.) и др. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2018. № 4 (68). С. 148‒158.

Аннотация

Одной из перспективных форм выхода из кризисных явлений в промышленности Украины может быть применение субконтрактных отношений между разномасштабными предприятиями. Проведен сравнительный анализ основных форм производственной кооперации, выделены роль субконтрактации и необходимость ее применения в современных рыночных условиях. Приведено собственное определение понятия «субконтрактация», которое по сравнению с предыдущими толкованиями учитывает изменения рынка в условиях цифровой экономики и базируется на информационно-коммуникационных технологиях. Проанализирован мировой опыт субконтрактных отношений в странах Европы, Америки и Японии, иx современные классификации и классификационные признаки, позволяющие определить будущий собственный вектор развития субконтрактации для украинского предпринимательства. Предложено включение дополнительного классификационного признака «использование участниками субконтрактации информационных технологий» наряду с предыдущими, такими как «критерий выбора исполнителя заказа», «продолжительность отношений между партнерами по кооперации», «структура построения кооперационных отношений». Представлено собственное видение методических основ по определению экономического эффекта от внедрения субконтрактации, которые ранее не учитывали маркетинговую составляющую функционирования (расходы на маркетинговые исследования, поиск информации и партнеров субконтрактных отношений, интернет-маркетинг, маркетинговый аудит и другие услуги (страхование, консалтинг, сертификация и др.). Рассмотрены перспективы дальнейших разработок, которые заключаются в использовании маркетингово-аналитической функции субконтрактации, деятельностью по созданию и продвижению услуг с целью повышения экономического эффекта применения субконтрактации, которая является новым вектором развития этой формы производственной кооперации.

Ключевые слова

промышленная кооперация; субконтрактация; маркетинговые функции; коммуникационно-информационные технологии.

JEL classification: М110; М210; М310; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.4(68).2018.148-158

УДК: 339.138 (075.8)

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Дряхлов Е. Субконтрактация – выбор новой Европы // Оборудование. 2011. № 5. С. 13–18.
  2. Хлебников Л. Аутсорсинг как инструмент снижения затрат и оптимизации бизнес-системы // Управление компанией. 2007. № 19. С. 25–29.
  3. Добронравов А. Н. Субконтрактация и аутсорсинг // Финансовый менеджмент. 2003. № 3. С. 24–27.
  4. Петрищева И. В. Особенности развития форм производственной кооперации различных предпринимательских структур // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2011. № 1. С. 30–39.
  5. Христофорова Л. В. Субконтрактинг как экономическая категория и как особый элемент «новой экономики» // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 15–24.
  6. Антонюк Д. А. Аутсорсинг та субконтрактинг як механізми інституціональної інфраструктури підприємництва в умовах мегарегіональної інтеграції України // Вісник Приазовського державного технічного університету : зб. наук. праць. ПДТУ. Маріуполь. 2015. Серія : Економічні науки. Вип. 30. С. 53–60.
  7. Бабій М. А. Аутсорсинг як нова концепція ведення бізнесу // Зовнішня торгівля: право та економіка. 2007. № 6. С. 53–57.
  8. Кічук О. С. Сучасні форми інтеграції промислових підприємств // Вісник соціально-економічних досліджень : зб. наук. праць. 2011. № 42 (2). С. 212–216.
  9. Решетнікова І. Л. Субконтрактні відносини в ланцюгу поставок промислового підприємства // Економічний вісник Запорізької державної інженерної академії. 2018. Вип. 3 (15). С. 84–92.
  10. Шлафман Н. Л. Інтернет-технології забезпечення механізму субконтрактації у промисловості // Науковий вісник Полтавського університету споживчої кооперації України. Серія : Економічні науки. 2008. № 1. С. 86–88.
  11. Петрищева И. В. Промышленная кооперация в контексте взаимодействия малых и крупных предприятий: сущность и формы // Альманах современной науки и образования. Тамбов : Грамота. 2011. № 1 (44). С. 168–170.
  12. Литовченко І. Л., Хмелярова Я. А. Дослідження поняття «субконтрактація» як сучасної форми виробничої кооперації // Науковий вісник Херсонського державного університету. 2015. № 11. С. 75–79. URL: http://www.ej.kherson.ua/journal/economic_11/102.pdf (дата звернення: 04.10.2018)
  13. Христофорова Л. В. Субконтрактинг в системе управления развитием промышленного предприятия методические основы и организационная структура. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 118 с.
  14. Гришина Н. В. Проблеми та перспективи взаємодії малих і великих підприємств у промисловості: регіональний аспект // Збірник наукових праць Національного університету кораблебудування ім. адмірала Макарова. Миколаїв. 2015. Вип. 1. С. 75–80.
  15. Орлова В. Зарубіжний досвід стимулювання розвитку малого та середнього бізнесу // Вісник економічної науки України. 2012. № 2 (22). С. 113–117.
  16. Христофорова Л. В., Красовская Е. А. Современная практика развития субконтракции: отечественный и зарубежный опыт // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 1. С. 108–113.
  17. Авдієнко Я. А., Зіньковська Д. В. Імплементація в систему субконтрактних відносин аналітично-маркетингової складової // Бізнес-навігатор. 2018. № 2-1 (45). С. 100–106. URL: http://business-navigator.ks.ua/journals/2018/45_1_2018/22.pdf (дата звернення: 08.10.2018).
  18. Телегина О. В. Субконтрактация как механизм кооперации малого и крупного бизнеса. 2014. URL: https://m.elib.gstu.by/bitstream/handle/220612/13830/Телегина.Субконтр.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата звернення: 17.10.2018).
  19. Беркутова Т. А., Дорофеев В. Д. Коэволюция содержания маркетинга и интерпретация эффективности бизнеса в процессе развития экономики // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2012. № 1 (21). С. 204–208.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu sbornik.vsed.oneu@gmail.com

Шановні автори!

Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.

З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"

3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").

Завантажити інформаційний буклет


Flag Counter