Вестник социально-экономических исследований 2018, 4(68), 119-127
Open Access Article
Наталья Николаевна Андреева
доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, Одесский национальный экономический университет, Украина, e-mail: andreevann@ukr.net, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9960-559X
Дарья Владимировна Зиньковская
преподаватель кафедры маркетинга, Одесский национальный экономический университет, Украина, e-mail: dasha.zinkowskaya@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1795-3946
Андреева, Н. Н., Зиньковская, Д. В. Методические основы использования инновационных методов при исследовании влияния рыночной среды на экономику предприятия // Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов (ISSN 2313-4569); под ред. : М. И. Зверякова (глав. ред.) и др. Одесса : Одесcкий национальный экономический университет. 2018. № 4 (68). С. 119–127.
В статье рассмотрены условия, в которых функционируют современные предприятия и выделены ключевые факторы успеха, к которым можно отнести способность к своевременному и эффективному реагированию на изменения внешней среды, а также налаженный процесс внедрения мероприятий по адаптации стратегии предприятия к ним. Определено, что основой для эффективной корректировки маркетинговой стратегии компании является правильно принятое решение об использовании наиболее целесообразного аналитического инструментария, который позволит провести глубинное исследование внешней среды компании, выявить наиболее влиятельные макро- и микромаркетинговые факторы, определить степень их влияния, позиции предприятия на рынке и тенденции, влияющие на рынок. Подчеркнуто, что в результате использования выбранного аналитического маркетингового инструментария должна быть сформирована программа мероприятий, направленных на реализацию рыночных возможностей, минимизацию негативного влияния изменений внешней среды, а также совершенствование маркетинговой политики предприятия и развитие компании в целом. В результате проведенного исследования выявлено, что одним из наиболее эффективных современных маркетинговых инструментариев является маркетинговый аудит, который позволяет выполнить вышеперечисленные задачи. Предложено рассматривать маркетинговый аудит как сочетание методических подходов по применению широкого спектра маркетинговых инструментов – диагностики, «форсайта», бенчмаркинга. Отмечено, что определенные маркетинговые инструменты в совокупности будут иметь синергетический эффект, который приведет к повышению эффективности применения маркетингового аудита для украинских предприятий. Внедрение данного инструментария приведет к повышению эффективности адаптации предприятия к изменениям в среде функционирования компании благодаря постоянному и глубинному изучению влияния факторов внешней и внутренней среды, определению рисков и возможностей рынка, которые могут возникнуть в прогнозируемом периоде, а также разработанному процессу формирования плана стратегических мероприятий по корректировке маркетинговой политики компании. Таким образом, применение инструментария маркетингового аудита будет иметь непосредственное влияние на повышение конкурентоспособности отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках.
маркетинговый аудит; маркетинговая диагностика; форсайт; бенчмаркинг; маркетинговая политика.
JEL classification: M310; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.4(68).2018.119-127
УДК: 631.1.027:65.01+06.047
Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.
З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"
3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").
Завантажити інформаційний буклет