Вестник социально-экономических исследований 2018, 4(68), 119-127

Open Access Article

Методические основы использования инновационных методов при исследовании влияния рыночной среды на экономику предприятия

Наталья Николаевна Андреева
доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, Одесский национальный экономический университет, Украина, e-mail: andreevann@ukr.net, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9960-559X

Дарья Владимировна Зиньковская
преподаватель кафедры маркетинга, Одесский национальный экономический университет, Украина, e-mail: dasha.zinkowskaya@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1795-3946

Цитировать статью:

Андреева, Н. Н., Зиньковская, Д. В. Методические основы использования инновационных методов при исследовании влияния рыночной среды на экономику предприятия // Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов (ISSN 2313-4569); под ред. : М. И. Зверякова (глав. ред.) и др. Одесса : Одесcкий национальный экономический университет. 2018. № 4 (68). С. 119–127.

Аннотация

В статье рассмотрены условия, в которых функционируют современные предприятия и выделены ключевые факторы успеха, к которым можно отнести способность к своевременному и эффективному реагированию на изменения внешней среды, а также налаженный процесс внедрения мероприятий по адаптации стратегии предприятия к ним. Определено, что основой для эффективной корректировки маркетинговой стратегии компании является правильно принятое решение об использовании наиболее целесообразного аналитического инструментария, который позволит провести глубинное исследование внешней среды компании, выявить наиболее влиятельные макро- и микромаркетинговые факторы, определить степень их влияния, позиции предприятия на рынке и тенденции, влияющие на рынок. Подчеркнуто, что в результате использования выбранного аналитического маркетингового инструментария должна быть сформирована программа мероприятий, направленных на реализацию рыночных возможностей, минимизацию негативного влияния изменений внешней среды, а также совершенствование маркетинговой политики предприятия и развитие компании в целом. В результате проведенного исследования выявлено, что одним из наиболее эффективных современных маркетинговых инструментариев является маркетинговый аудит, который позволяет выполнить вышеперечисленные задачи. Предложено рассматривать маркетинговый аудит как сочетание методических подходов по применению широкого спектра маркетинговых инструментов – диагностики, «форсайта», бенчмаркинга. Отмечено, что определенные маркетинговые инструменты в совокупности будут иметь синергетический эффект, который приведет к повышению эффективности применения маркетингового аудита для украинских предприятий. Внедрение данного инструментария приведет к повышению эффективности адаптации предприятия к изменениям в среде функционирования компании благодаря постоянному и глубинному изучению влияния факторов внешней и внутренней среды, определению рисков и возможностей рынка, которые могут возникнуть в прогнозируемом периоде, а также разработанному процессу формирования плана стратегических мероприятий по корректировке маркетинговой политики компании. Таким образом, применение инструментария маркетингового аудита будет иметь непосредственное влияние на повышение конкурентоспособности отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

Ключевые слова

маркетинговый аудит; маркетинговая диагностика; форсайт; бенчмаркинг; маркетинговая политика.

JEL classification: M310; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.4(68).2018.119-127

УДК: 631.1.027:65.01+06.047

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Про аудиторську діяльність : Закон України № 3125-ХII від 22.04.1993 р. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3125-12 (дата звернення: 23.10.2018).
  2. Уилсон О. Аудит маркентинга / Пер. с англ. О. Теплых. Днепропетровск : Баланс-Клуб, 2003. 368 c.
  3. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга / Пер. с англ. М. Бугаева. Санкт-Петербург : Питер, 2000. 266 c.
  4. Соловьев В. А. Управление маркетинговым процессом : монографія / Под общ. ред. В. А. Соловьева, А. В. Дрыночкина. Москва : Восток-Запад, 2010. 192 с.
  5. Багиев Г. Л. Маркетинг : учеб. для вузов / Под общ. ред. Г. Л. Багиева. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Экономика, 2001. 718 c.
  6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. А. Железниченко, С. Жильцова. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 464 c.
  7. Loya A. Marketing audit – an important tool to determine strengths and weaknesses of the companies // International Journal of Multidisciplinary Management Studies. 2011. No. 1 (2). Pр. 92–108.
  8. Блайт Дж. Основы маркетинга. URL: http://westudents.com.ua/glavy/38868-marketingovyiy-audit.html (дата обращения: 23.10.2018).
  9. Голубков Е. П. Основы маркетинга. Москва : Финпресс, 2006. 659 c.
  10. Белявцев М. І., Воробйов В. М., Кузнецов В. Г. Маркетинговий менеджмент : навч. посіб. / За ред. М. І. Белявцева, В. Н. Воробйова. Київ : Центр навчальної літератури, 2006. 407 с.
  11. Андрєєва Н. М., Зіньковська Д. В. Роль маркетингу в системі аудиторської діяльності підприємства: сучасний погляд на проблематику // Вісник соціально-економічних досліджень. 2015. № 56. С. 11–18.
  12. Шкардун В. Д. Исполнители маркетингового аудита // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. № 2. C. 50–59.
  13. Андрєєва Н. М., Зіньковська Д. В. Діагностика маркетингової політики як інструмент антикризового управління підприємствами України // Управлінська, фінансова та маркетингова діяльність підприємств в умовах нестійкої економіки : монографія / За заг. ред. К. Ф. Ковальчука. Дніпропетровськ : Пороги, 2016. С. 472–480.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu sbornik.vsed.oneu@gmail.com

Шановні автори!

Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.

З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"

3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").

Завантажити інформаційний буклет


Flag Counter