Вестник социально-экономических исследований 2018, 2(66), 55-62

Open Access Article

Проблемы внедрения стратегического планирования на отечественных предприятиях в условиях нестабильности

Алла Васильевна Череп
доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, Запорожский национальный университет, Украина, e-mail: cherep.av.znu@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5253-7481

Алиса Глебовна Иванова
аспирант кафедры финансов, банковского дела и страхования, Запорожский национальный университет, Украина, e-mail: alice.ivanova.09@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0045-1998

Цитировать статью:

Череп, А. В., Иванова, А. Г. Проблемы внедрения стратегического планирования на отечественных предприятиях в условиях нестабильности // Вестник социально-економическиих исследований : сб. науч. трудов (ISSN 2313-4569); под ред. М. І. Зверякова (глав. ред.) и др. Одесса : Одесский национальний экономический университет. 2018. № 2 (66). С. 55‒62.

Аннотация

В статье исследована сущность понятия «стратегия». Рассмотрены подходы отечественных и зарубежных ученых к трактовке этого термина и определено, что на данный момент строгого понятийного определения категории «стратегия» пока нет. Показано, что необходимость разработки стратегии вызвана нестабильностью условий жизнедеятельности предприятий. Обосновано, что одним из важных факторов, способствующих эффективной работе субъектов хозяйствования, является понимание необходимости осуществления процесса стратегического планирования, поскольку оно позволяет предприятиям достигать поступательного развития и укреплять свои позиции на рынке. Выявлено, что несмотря на значительные достижения ученых в исследовании стратегического планирования, недостаточно внимания уделено проблемам, которые мешают успешному внедрению системы стратегического планирования на отечественных предприятиях. Подчеркнуто, что наше государство имеет большой промышленный потенциал, однако он может быть реализован лишь при условии осознания необходимости просчета действий не только на текущий период, но и на отдаленную перспективу. Определено, что на сегодня почти половина отечественных субъектов хозяйствования имеют опыт использования стратегического планирования, однако существуют препятствия, которые делают невозможным дальнейшее эффективное внедрение системы планирования. Доказано, что на отечественных предприятиях стратегическое планирование осуществляется в недостаточном объеме, что связано с действием как внешних, так и внутренних факторов, связанных с особенностями организационного характера. Считаем, что именно они выходят на первый план при внедрении системы стратегически ориентированных планов. Среди них: отсутствие готовности к стратегическому планированию, наличие неэффективной системы корпоративного управления; низкое качество текущего контроля, отсутствие обратной связи, нехватка теоретических знаний в сфере стратегического планирования, неправильная организация этого процесса, административная зависимость отдела планирования и др. Рассмотрены проблемы внедрения стратегического планирования на предприятиях и даны предложения по их решению.

Ключевые слова

стратегия; стратегическое управление; стратегическое планирование.

JEL classification: G170; L620; M210; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.2(66).2018.55-62

УДК: 658.5:005.521:005.21

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Beloshapka, V. A. & Zagory, G. V. (1998). Strategic management: principles and international practice [Srtagicheskoe upravlenie: printsipy i mezhdunarodnaya praktika], Absolyut-V, Кiev, 317 s. [in Russian]
  2. Blonskaia, V. I. & Botvinova, A. E. (2006). Problems of development of strategic planning at domestic enterprises [Problemy rozvytku stratehіchnoho planuvannia na vіtchyznianykh pіdpryiemstvakh], Visnyk Natsionalnoho lisotekhnichnoho universytetu, No. 16.6, s. 156‒159 [in Ukrainian]
  3. Gorelov, D. O. & Bolshhenko, S. F. (2010). Enterprise strategy [Stratehiia pidpryiemstva], Vydavnytstvo KhNADU, Kharkiv, 133 s. [in Ukrainian]
  4. Dikan, N. V. & Borisenko, I. I. (2008). Management [Menedzhment], Vydavnytstvo KNEU, Кyiv, 389 s. [in Ukrainian]
  5. Kolpakov, V. M. & Dmitrenko, G. A. (2005). Strategic human resource management [Stratehicheskii kadrovyi menedzhment], MAUP, Кyiv, 752 s. [in Ukrainian]
  6. Saienko, M. G. (2006). Enterprise strategy [Stratehiia pidpryiemstva], Ekonomichna dumka, Ternopil, 390 s. [in Ukrainian]
  7. Tsuba, T. Ye. (2006). Features and mechanism of strategic planning [Osoblyvosti ta mekhanizm stratehichnoho planuvannia], Aktualni problemy ekonomiky, No. 2 (56), s. 159‒172 [in Ukrainian]
  8. Shershnyova, Z. Ye. (2004). Strategic management [Stratehichne upravlinnia], Vydavnytstvo KNEU, Кyiv, 699 s. [in Ukrainian]
  9. Ansoff, I. (1999). New corporate strategy [Novaya korporativnaya strategia], Piter, Sankt-Peterburg, 416 s. [in Russian]
  10. Chandler, A. D. (1962). Strategy and structure, MA: MIT press, Cambridge, 463 p.
  11. Kalinesku, T. V. & Romanovska, Yu. A. (2004). Principles for construction of monitoring of implementation of the mechanism of strategic potential development of the enterprise [Pryntsypy pobudovy monitorynhu realizatsii mekhanizmu rozvytku stratehichnoho potentsialu pidpryiemstva], Visnyk SNU im. V. Dalya, No. 8 (78), s. 123‒135 [in Ukrainian]
  12. Blonskaia, V. I. & Gorodinski, R. E. (2008). Improvement of planning in strategic management of enterprise development [Vdoskonalennia planuvannia u stratehichnomu upravlinni rozvytkom pidpryiemstvom], Visnyk Natsionalnoho lisotekhnichnoho universytetu Ukrainy, No. 18.1, s. 237‒242 [in Ukrainian]

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu sbornik.vsed.oneu@gmail.com

Шановні автори!

Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.

З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"

3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").

Завантажити інформаційний буклет


Flag Counter