Вестник социально-экономических исследований 2018, 2(66), 174-184

Open Access Article

Основные тенденции рынка международных образовательных услуг и требования к формированию стратегических приоритетов Украины

Джавид Ширзад оглы Мирзоев
аспирант кафедры туризма, Харьковский национальный экономический университет им. Семёна Кузнеца, Украина, е-mail: javid20082@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3555-7672

Цитировать статью:

Мирзоев, Д. Ш. оглы. Основные тенденции рынка международных образовательных услуг и требования к формированию стратегических приоритетов Украины // Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов; под ред. М. И. Зверякова (глав. ред.) и др. (ISSN 2313-4569). Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2018. № 2 (66). С. 174‒184.

Аннотация

В статье рассмотрены основные показатели функционирования мирового рынка образовательных услуг на примере ведущих стран-лидеров по количеству иностранцев-выпускников высших учебных заведений. На основе статистических данных Всемирного банка за 2016–2017 годы рассчитан коэффициент соотношения между количеством иностранцев-выпускников вузов и предложением рабочей силы (имеющимся трудоспособным населением). Проанализирована динамика и структура количества иностранных граждан, получающих высшее образование в Украине. Особое внимание уделено последнимизменениям в географической структуре въездного потока. Выделены страны, которые в прошлые годы были основными поставщиками иностранных абитуриентов, но по ряду причин уступили свои позиции, что требует неотложного пересмотра стратегии сотрудничества с зарубежными партнерами. Проведено сравнение количества иностранцев, которые были приняты на начальный цикл обучения, с общими объемами выпуска после завершения полного цикла. Выявлены характерные требования потенциальных потребителей к принимающим странам, на основе которых на государственном и региональном уровнях должны строиться стратегии привлечения иностранных студентов в национальные образовательные учреждения. Среди основных названы: обеспечение безопасности пребывания иностранных граждан в стране, использование инновационных технологий в процессе обучения и обеспечения связи с практической деятельностью, наличие транспортной и бытовой инфраструктуры, проведение маркетинговых мероприятий на постоянной основе и предоставление полной информации о процедуре поступления и подготовки к экзаменам. Приведены примеры практической реализации данных стратегий и альтернативы их использования. Обоснована эффективность стимулирования экспорта образовательных услуг для социально-экономического развития страны и активизации международного делового сотрудничества.

Ключевые слова

требования потребителей к образовательным услугам; показатели мирового рынка образовательных услуг; экспорт образовательных услуг; география въездных потоков; количество иностранцев, которые учатся в Украине.

JEL classification: I230; I250; F220; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.2(66).2018.174-184

УДК: 378:339.9

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Dragomirescu-Gaina C., Elia L., Weber A. A fast-forward look at tertiary education attainment in Europe 2020 // Journal of Policy Modeling. 2015. No. 37. Рр. 804–819. DOI: 10.1016/ j.jpolmod.2015.05.002.
  2. Prodan A., Maxim E., Manolescu I., Arustei C. C., Guta A. L. Access to higher education : influences and possible implications // Procedia – Economics and Finance. 2015. No. 20. Рр. 535–543.
  3. Blanchard E., Willmann G. Trade, education, and the shrinking middle class // Journal of International Economics. 2016. No. 99. Рр. 263–278. DOI: 10.1016/j.jinteco.2015.10.007.
  4. Alam F., Chowdhurya H., Steiner T. Transnational education: benefits, threats and challenges // Procedia – Engineering. 2013. No. 56. Рр. 870–874. DOI: 10.1016/j.proeng.2013.03.209.
  5. Larina L. N. Practical application of total quality management system to education of international students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. No. 215. Рр. 9–13.
  6. Baydak A. V., Scharioth C., Ilyashenko I. A. Interaction of language and culture in the process of international education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. No. 215. Рр. 14–18.
  7. Farrugia C., Sanger J. Gaining an employment edge: the impact of study abroad on 21st century skills & career prospects in the United States // October 2017 Institute of International Education (IIE). New York. 22 p. URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Publications/ Gaining-an-Employment-Edge---The-Impact-of-Study-Abroad (access date: 10.05.2018).
  8. Official website of the World Bank statistical office. URL: https://data.worldbank.org (access date: 20.05.2018).
  9. Project Atlas : 2017 release. URL: https://www.iie.org/ProjectAtlas (access date: 20.05.2018).
  10. Державна служба статистики України : сайт. URL: http://www.ukrstat.gov.ua (дата звернення: 20.05.2018).

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu sbornik.vsed.oneu@gmail.com

Шановні автори!

Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.

З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"

3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").

Завантажити інформаційний буклет


Flag Counter