Вестник социально-экономических исследований 2016, 2(61), 89-100

Open Access Article

Систематизация научных подходов к классификации бизнес-моделей предприятий

Ирина Михайловна Ненно
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента и фондового рынка, Одесский национальный экономический университет, e-mail:irinanenno@ua.fm

Цитировать статью:

Ненно, И. М. Систематизация научных подходов к классификации бизнес-моделей предприятий / Ирина Михайловна Ненно // Вестник социально-экономических исследований: сб. науч. трудов; под ред. М. И. Зверякова (глав. ред.) и др. (ISSN 2313-4569). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2016. – № 2 (61). – С. 89–100.

Аннотация

В статье рассмотрено многообразие сгруппированных по определенным критериям бизнес-моделей. Проведен критический анализ и раскрыта сущность классификационных подходов к бизнес-моделям на основе распределения: по масштабам инвестиций и степени открытости бизнес-модели; по таким критериям, как построение цепочки создания ценности, рыночная власть новаторов в сравнении с владельцами комплементарных активов и потенциал генерирования доходов; по степени присутствия на рынке и новизне технологии; распределения по функциональному признаку; в зависимости от типа активов, привлеченных к бизнесу и прав на эти активы, которые будут продаваться; на основе модели получения прибыли; отраслевой подход. Результаты создают основу для изучения закономерностей формирования, развития и трансформации бизнес-моделей предприятий. Предложена систематизация классификационных подходов к бизнес-моделям.

Ключевые слова

бизнес-модель; ценность; добавленная стоимость; классификация бизнес-моделей; открытая инновация; создание спроса.

JEL classification: L220; L240; L250;  DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.2(61).2016.89-100

УДК: 005.511:658(075.8)

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0. Для просмотра копии этой лицензии перейдите по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий / [Г. Чесбро; пер. с англ. В. Н. Егорова]. – М.: Поколение, 2007. – 336 с.
  2. Швайцер Л. Концепция и эволюция моделей бизнеса / Л. Швайцер // Эковест. Исследовательский центр ИПМ. – 2007. – № 6 (2). – С. 146–168.
  3. Rothaermel F. T. Incubement’s advantage through exploiting complementary assets via interfirm cooperation / F. T. Rothaermel // Strategic Management Journal. – 2001. – № 22. – Pp. 687–699.
  4. Зимин К. Экономика современного производства и комплиментарные активы / К. Зимин [Электронный ресурс] // Управляем предприятием. – март 2013. – № 3 (26). – C. 1–7. – Режим доступа к журн.: http://www.consulting1c.ru.
  5. Green H. Throw out your old business model / H. Green // Business Week. – 1999. – № 3621 (March). – Pp. 22–23.
  6. Mahadevan B. Business Models for Internet-based E-commerce. An anatomy / B. Mahadevan // California Management Review. – 2000. – № 42. – Pр. 55–69.
  7. Дебелак Д. Бизнес-модели: Принципы создания процветающей организации / [Д. Дебелак; пер. с англ.]. – М: Издательский дом «Гребенников», 2009. – 256 с.
  8. Фролова Л. В. Формирование бизнес-модели предприятия / Л. В. Фролова, Е. С. Кравченко. – К.: Центр учебной лите¬ратуры. – 2012. – 384 с.
  9. Malone Thomas W. Do Some Business Models Perform Better than Others? / Malone Thomas W., Peter Weill, Lai Richard K., D’Urso Victoria T., Herman George, Apel Thomas G., Woerner Stephanie L. // MIT Sloan Working Paper 4615-06, May 2006. – 34 p.
  10. Симановский Ф. Классификация бизнес-моделей / Ф. Симановский // Лесной вестник. –№ 1. – 2010. – С. 180–185.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu sbornik.vsed.oneu@gmail.com

Шановні автори!

Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.

З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"

3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").

Завантажити інформаційний буклет


Flag Counter