Вестник социально-экономических исследований 2018, 3(67), 19-27

Open Access Article

Этнокультурные особенности международных экономических отношений : глобальные вызовы

Юрий Георгиевич Козак
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой международных экономических отношений, Одесский национальный экономический университет, Украина, е-mail:yuriy777kozak@gmail.com, ORCID ID:https://orcid.org/0000-0002-5358-4420

Алексей Владимирович Сулим
кандидат философских наук, доцент кафедры международных экономических отношений, Одесский национальный экономический университет, Украина, е-mail:AlexW2@ukr.net, ORCID ID:https://orcid.org/0000-0002-9392-1663

Цитировать статью:

Козак, Ю. Г., Сулим, А. В. Этнокультурные особенности международных экономических отношений : глобальные вызовы // Вестник социально-экономических исследований : сб. науч. трудов (ISSN 2313-4569); под ред. : М. И. Зверякова (глав. ред.) и др. Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2018. № 3 (67). С. 19–27.

Аннотация

В статье рассмотрен процесс «возвращения» культурных понятий в мейнстрим экономического мышления, рост признания существенной роли этнокультурных факторов в хозяйственных процессах. Проанализированы различные подходы к изучению влияния исторически сложившихся национальных культурных стереотипов на экономическое развитие и, в частности, – на международные экономические процессы в глобальном мире. Сформулировано понимание культуры в ее значимости для хозяйственных процессов, а именно, – как неформальных институтов, которые являются продуктом длительного исторического развития народов, как коллективных психических стереотипов и способов поведения, которые устойчиво передаются из поколения в поколение и в существенной степени определяют, мотивируют и формируют экономическую деятельность и взаимодействие экономических актеров. Показано, что современные исследования уделяют наибольшее внимание рассмотрению влияния культурно-исторического капитала различных народов на их экономический успех по сравнению с другими странами, на международную конкурентоспособность национальных экономик. В связи с этим анализируются культурно-исторические основы высокой предпринимательской активности, креативности, отношения к труду. Основное внимание уделяется обзору исследований культурных аспектов международного экономического взаимодействия, в частности, влияния культуры на динамику международной торговли, конкурентоспособность национальных экономик, на принятие решений о характере и направлении выхода мультинациональных компаний на внешний рынок, вопрос кросс-культурного менеджмента. Рассмотрены различные подходы к культуре международного делового общения на этапе переговоров. Сделаны выводы о необходимости повышения кросс-культурной компетентности представителей бизнеса как условия повышения конкурентоспособности как отдельных компаний, так и национальных экономик.

Ключевые слова

культурные ценности; неформальные культурные институты; национальная хозяйственная ментальность; культурная дистанция; культурно-исторический капитал; кросс-культурная компетентность.

JEL classification: A120; A130; D020; J240; Z130; DOI: https://doi.org/10.33987/vsed.3(67).2018.19-27

УДК: 330.1; 339.9

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Beugelsdijk S., Маseland R. Culture in economics. History, methodological reflections and contemporary applications. Cambridge University Press, 2011. 388 p.
  2. Landes D. S. The wealth and poverty of nations. Why some are so rich and some so poor. New York – London : W. W. Norton & Company, 1998. 650 p.
  3. Acemoglu D., Robinson J. Why nations fail? The origins of power, prosperity and poverty. New York : Crown business, 2012. 529 p.
  4. Koslowski P. Prinzipien der ethischen ökonomie : grundlagen der wirtschaftsethik und der auf die ökonomie bezogenen ethik. Tübingen : Mohr Siebeck Verlag, 1994. 339 s.
  5. Harrison L. E., Huntington S. Culture matters : how values shape human progress. New York : Basic Books, 2000. 348 p.
  6. Fukuyama F. Trust : the social virtues and the creation of prosperity. New York : Free Press, 1995. XV, 457 p.
  7. Hofstede G., Minkov M. Cultures and organizations : software of the mind. 3rd ed. New York : McGraw-Hill, 2010. 550 p.
  8. Trompenaars F., Hampden-Turner C. Riding the waves of culture. Understanding diversity in global business. 3rd ed. Boston-L. : Nicholas Brealey Publishing, 2012. 274 p.
  9. Lewis R. D. When cultures collide : managing successfully across cultures. London : Nicholas Brealey Publishing, 2000. 462 p.
  10. Mathers Rachel L., Williamson Claudia R. Cultural context : еxplaining the productivity of сapitalism // Kyklos, May 2011. Vol. 64. No. 2. Pp. 231–252.
  11. Crawford D. Chinese capitalism : cultures, the Southeast Asian region and economic globalisation // Third World Quarterly. 2000. Vol. 21. No. 1. Pp. 69–86.
  12. Hennart Jean-Francois and Larimo J. The impact of culture on the strategy of multinational enterprises : does national origin affect ownership decisions? // Journal of International Business Studies. 1988. No. 29 (3). Pp. 515–538.
  13. Kogut B., Singh H. The effect of national culture on the choice of entry mode // Journal of International Business Studies. 1988. No. 19. Pp. 411–432.
  14. Shane S. Why do some societies invent more than others? // Journal of Business Venturing. 1992. No. 7. Pp. 29–46.
  15. Аузан А. Развитие и «колея» зависимости // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 10. С. 96–105.
  16. Латова Н. В., Латов Ю. В. Этнометрические подходы к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей // Вопросы экономики. 2008. № 5. С. 81–102.
  17. World Economy. 3rd ed. / Ed. by Yu. Kozak. Kyiv-Katowice : CUL, 2016. 185 p.
  18. World economy and international economic relations // Ed. by Yu. Kozak, T. Shengelia. Tbilisi : PH «UNIVERSAL», 2016. 223 p.
  19. Грошев И., Краснослободцев А. О влиянии культуры на экономическое развитие страны // Общество и экономика. 2017. № 1. С. 117–134.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
sbornik.odeu sbornik.vsed.oneu@gmail.com

Шановні автори!

Продовжується набір статей до першого випуску 2024 р. До публікації приймаються статті українською та англійською мовами.

З 2022 року діють нові вимоги до оформлення статей до збірника наукових праць "Вісник соціально-економічних досліджень"

3 01.11.2023 р. вартість публікації складає 80 грн. за 1 сторінку (див. розділ "Оплата").

Завантажити інформаційний буклет


Flag Counter